Мясковский, Николай Яковлевич (1881—1950), композитор
Николай Мясковский родился в Новогеоргиевске Варшавской губернии в семье Якова Константиновича Мясковского, потомственного военного инженера, и Веры Николаевны Мясковской (урождённой Петраковой), также происходившей из семьи военных, и был их вторым ребёнком. В семье было пятеро детей: Сергей (старший сын умер в юности), Николай и три дочери — Вера, Валентина и Евгения. В 1888 году семья переехала в Оренбург, а через год — в Казань, где при родах умерла мать. Опеку над пятью детьми взяла на себя сестра отца, Еликонида Константиновна Мясковская. Тётя обладала хорошим голосом, рассказами о своей работе в хоре Мариинского театра, спектаклях и жизни музыкантов пробудила его интерес к музыке и давала ему первые уроки игры на фортепиано.
Окончив консерваторию в 1911 году, начал публиковаться как музыкальный критик: за три года в московском журнале «Музыка» под редакцией В. В. Держановского было напечатано 114 статей и заметок его авторства, посвящённых музыкальной жизни Санкт-Петербурга и новинкам русской и западноевропейской музыки.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, отправился на фронт в сапёрные войска и не смог присутствовать на московской и петербургской премьерах «Аластора» в ноябре под управлением С. Кусевицкого. Перед отправлением в действующую армию писал С. Прокофьеву: «Будете на „Аласторе“ — сообщите своё впечатление; можете и выругать, но немного, ибо как-никак, а „Касторка“ посвящена Вам». Служил в чине поручика сапёрной роты, руководил инженерными работами и бывал на передовой. В течение 1915 года его полк неоднократно вступал в прямое столкновение с войсками немцев и австрийцев и подвергался артиллерийскому обстрелу. В одном из боёв под Перемышлем получил тяжёлую контузию, после чего был переведён из действующей армии на строительство крепости в Ревель, относительно близкое расположение которого к Санкт-Петербургу позволило присутствовать на премьере Скифской сюиты С. Прокофьева 16 января 1916 года в Мариинском театре. Биографы отмечают отрицательное отношение композитора к войне и его интерес к политике в этот период.
После событий Февральской революции был активным сторонником решительных действий. Как офицер имел доверие у солдат — те делегировали его своим представителем в Полковой комитет.
После революции перешёл на службу в Военно-морской генеральный штаб Балтийского флота в Петрограде, к чему его побудили семейные обстоятельства: композитор взял на своё содержание семьи сестёр, оказавшихся под угрозой голодной смерти. Отец не поддержал решение сына служить власти Советов, попытался выехать на Украину и трагически погиб в 1918 году в самом начале Гражданской войны. Распространённое в Советском Союзе представление, будто композитор накануне революции был сторонником власти Советов, не совсем соответствует действительности: он с надеждой принял созыв Учредительного собрания, а на Советскую власть в первые годы смотрел без особого энтузиазма.
Творчество композитора представлено широким жанровым диапазоном исключая произведения для музыкального театра и киномузыки. Композитор создал 27 симфоний, 13 квартетов, 9 сонат для фортепиано, другие сочинения оркестровой и камерной музыки, кантаты и романсы, а также переложения для фортепиано и оркестра. Номер опуса был присвоен 87 сочинениям. Кроме этого композитором написан ряд доопусных произведений за годы обучения в консерватории и сочинения, которым автор не присвоил номер опуса (безопусные). Среди неосуществлённых замыслов — оперы «Идиот» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского (в ранние годы), «Первая девушка» по повести Н. В. Богданова (в зрелые годы), «Король Лир» по одноимённой трагедии У. Шекспира. Н. Мясковский, в отличие от С. Прокофьева, не был сторонником сочинения программной музыки и, как писал Д. Кабалевский, тяготел к так называемой «чистой музыке». Сочетание «чистая музыка» принадлежит самому композитору: «Театр никогда меня к себе не привлекал ни в опере, ни в балете. Я и здесь всегда предпочитаю то, что несет в себе наибольшее количество черт „чистой музыки“ и симфонической жизни — оперы Вагнера, Римского-Корсакова».
Николай Мясковский умер от рака желудка 8 августа 1950 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3) рядом с могилами А. Н. Скрябина и С. И. Танеева.
-
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич (1874—1940), режиссёр
-
Михайлов, Максим Дормидонтович (1893—1971) (минуя звание Народного артиста РСФСР), оперный певец (бас), солист Большого театра СССР
-
Москвин, Иван Михайлович (1874—1946), актёр
-
Мамедова, Шовкет Гасан кызы (1897—1981), певица (лирико-колоратурное сопрано)
-
Мичурина-Самойлова, Вера Аркадьевна (1866—1948), актриса Александринского театра
-
Михоэлс, Соломон Михайлович (1890—1948), театральный актёр, режиссёр, педагог, художественный руководитель Московского Государственного Еврейского Театра
-
Марьяненко, Иван Александрович (1878—1962) украинский, советский актёр театра и кино
-
Малдыбаев, Абдылас Малдыбаевич (1906—1978) (минуя звание Народного артиста Киргизской ССР), композитор, певец (баритон), солист Киргизского музыкально-драматического театра