Москвин, Иван Михайлович (1874—1946), актёр
русский и советский актёр, театральный режиссёр, мастер художественного слова. Народный артист СССР (1936), лауреат двух Сталинских премий первой степени (1943, 1946).
Родился 6 [18] июня 1874 в Москве в семье часовщика Михаила Алексеевича и его жены Дарьи Павловны Москвиных. Был старшим братом Михаила Тарханова, впоследствии вынужденного взять псевдоним.
В 1890 году окончил городское училище. С детства был увлечён театром и с 14 лет участвовал в домашних спектаклях. В 1893 году поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в драматический класс под руководством Владимира Немировича-Данченко.
В 1896 году по окончании училища был приглашён играть небольшие роли в гастрольной поездке с Гликерией Федотовой. В сентябре 1896 года вступил в антрепризу 3инаиды Малиновской в Ярославле, где за один сезон сыграл 77 ролей на сцене Ярославского театра, большей частью водевильных и комических, в том числе учителя Медведенко в «Чайке».
В сезоне 1897—1898 годов служил в московском Театре Корша. Играл в фарсах, водевилях, современных комедиях, а также в классических постановках. Среди ролей были Бобчинский в «Ревизоре», Загорецкий в «Горе от ума», Милонов в «Лесе» и другие.
В 1898 году Немирович-Данченко пригласил его в только что организованный Художественный театр. По его же рекомендации Москвину дали главную роль в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 октября 1898 года и открылся новый театр[5]. Эта роль принесла ему известность, он сыграл её 600 раз на протяжении 45 лет. К. С. Станиславский в шутку называл его «кормильцем МХАТа».
Среди лучших его ролей, помимо царя Фёдора был Лука в спектакле «На дне», Епиходов в «Вишнёвом саде», Снегирёв в «Братьях Карамазовых» и Фёдор Протасов в «Живом трупе». После Октябрьской революции сохранил свои лучшие роли, но к ним добавились Пугачёв в «Пугачёвщине», Хлынов в «Горячем сердце», Ноздрев в «Мёртвых душах», Фрол Федулыч в «Последней жертве» и другие.
Участвовал как режиссёр в постановке спектаклей МХАТа, гастролировал с театром за рубежом. Снимался в кино. 15 ноября 1934 года был приглашён поучаствовать в первой в Советском Союзе телевизионной программе.
Выступал как чтец, прежде всего как исполнитель чеховских рассказов.
В 1936 году стал одним из первых актёров, удостоенных звания «народный артист СССР». 12 декабря 1937 года был избран депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.
В 1943 году после смерти В. И. Немировича-Данченко стал директором МХАТа и занимал этот пост до конца жизни.
Скончался 16 февраля 1946 года в Москве. Похоронен 19 февраля на Новодевичьем кладбище (участок № 2)
Родился 6 [18] июня 1874 в Москве в семье часовщика Михаила Алексеевича и его жены Дарьи Павловны Москвиных. Был старшим братом Михаила Тарханова, впоследствии вынужденного взять псевдоним.
В 1890 году окончил городское училище. С детства был увлечён театром и с 14 лет участвовал в домашних спектаклях. В 1893 году поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в драматический класс под руководством Владимира Немировича-Данченко.
В 1896 году по окончании училища был приглашён играть небольшие роли в гастрольной поездке с Гликерией Федотовой. В сентябре 1896 года вступил в антрепризу 3инаиды Малиновской в Ярославле, где за один сезон сыграл 77 ролей на сцене Ярославского театра, большей частью водевильных и комических, в том числе учителя Медведенко в «Чайке».
В сезоне 1897—1898 годов служил в московском Театре Корша. Играл в фарсах, водевилях, современных комедиях, а также в классических постановках. Среди ролей были Бобчинский в «Ревизоре», Загорецкий в «Горе от ума», Милонов в «Лесе» и другие.
В 1898 году Немирович-Данченко пригласил его в только что организованный Художественный театр. По его же рекомендации Москвину дали главную роль в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 октября 1898 года и открылся новый театр[5]. Эта роль принесла ему известность, он сыграл её 600 раз на протяжении 45 лет. К. С. Станиславский в шутку называл его «кормильцем МХАТа».
Среди лучших его ролей, помимо царя Фёдора был Лука в спектакле «На дне», Епиходов в «Вишнёвом саде», Снегирёв в «Братьях Карамазовых» и Фёдор Протасов в «Живом трупе». После Октябрьской революции сохранил свои лучшие роли, но к ним добавились Пугачёв в «Пугачёвщине», Хлынов в «Горячем сердце», Ноздрев в «Мёртвых душах», Фрол Федулыч в «Последней жертве» и другие.
Участвовал как режиссёр в постановке спектаклей МХАТа, гастролировал с театром за рубежом. Снимался в кино. 15 ноября 1934 года был приглашён поучаствовать в первой в Советском Союзе телевизионной программе.
Выступал как чтец, прежде всего как исполнитель чеховских рассказов.
В 1936 году стал одним из первых актёров, удостоенных звания «народный артист СССР». 12 декабря 1937 года был избран депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.
В 1943 году после смерти В. И. Немировича-Данченко стал директором МХАТа и занимал этот пост до конца жизни.
Скончался 16 февраля 1946 года в Москве. Похоронен 19 февраля на Новодевичьем кладбище (участок № 2)
Персоны М
-
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич (1874—1940), режиссёр
-
Михайлов, Максим Дормидонтович (1893—1971) (минуя звание Народного артиста РСФСР), оперный певец (бас), солист Большого театра СССР
-
Мясковский, Николай Яковлевич (1881—1950), композитор
-
Мамедова, Шовкет Гасан кызы (1897—1981), певица (лирико-колоратурное сопрано)
-
Мичурина-Самойлова, Вера Аркадьевна (1866—1948), актриса Александринского театра
-
Михоэлс, Соломон Михайлович (1890—1948), театральный актёр, режиссёр, педагог, художественный руководитель Московского Государственного Еврейского Театра
-
Марьяненко, Иван Александрович (1878—1962) украинский, советский актёр театра и кино
-
Малдыбаев, Абдылас Малдыбаевич (1906—1978) (минуя звание Народного артиста Киргизской ССР), композитор, певец (баритон), солист Киргизского музыкально-драматического театра