Мамедова, Шовкет Гасан кызы (1897—1981), певица (лирико-колоратурное сопрано)
советская, первая азербайджанская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог, музыкальный деятель. Народная артистка СССР (1938).
Шовкет Мамедова родилась в 1897 году в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в бедной азербайджанской семье. Её отец-сапожник заметил замечательный музыкальный талант дочери, когда ей было 6 лет. В 1910 году он разыскал мецената, который помог организовать её первое выступление на светском банкете, устроенном вице-губернатором Кавказского края, графом Илларионом Воронцовым-Дашковым.
В 1910 году окончила музыкальную школу в Тифлисе и в 1911 году уехала в Милан (Италия) для продолжения музыкального образования в Миланской консерватории, где получала уроки у известной певицы Дотти Амброзия. Средства на учёбу выделил азербайджанский миллионер и меценат Гаджи Тагиев и его жена Сона. Однако в 1912 году финансовая помощь с их стороны по неизвестным причинам была прервана и она была вынуждена вернуться обратно. Продолжила своё музыкальное образование в Тифлисе.
13 апреля 1912 года, в свои 15 лет впервые выступила на сцене Тагиевского театра в Баку, исполнив партию из музыкальной комедии У. Гаджибекова «Муж и жена».
В 1917—1921 годах училась в Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины) (педагог А. Н. Шперлинг), где познакомилась с композитором Р. Глиэром. Благодаря знакомству с Мамедовой, Глиэр заинтересовался азербайджанской народной музыкой и вскоре отправился в Карабах, где встретился с рядом профессиональных исполнителей мугама. Позже, в 1934 году, он напишет свою известную оперу «Шахсенем» на основе впечатлений от этой поездки, и посвятит её Мамедовой. К тому времени она уже будет широко известна как талантливая оперная певица Азербайджана. Своё обучение она завершила в Милане и Париже в 1927—1930 годах.
С 1921 по 1948 год — солистка Азербайджанского театра оперы и балета в Баку.
С 1921 года гастролировала в Москве, Ленинграде, Париже, Милане, Тебризе и Тбилиси, исполняя арии из опер.
Репертуар включал азербайджанские народные песни, камерные вокальные произведения российских и западных композиторов.
В 1923 году основала первый в Азербайджане театральный техникум (ныне Азербайджанский государственный университет культуры и искусств), где была директором в 1923—1925 годах, и, одновременно, заведующей республиканским нотным издательством, организованым ею в 1924 году.
С 1946 по 1950 год заведовала вокальной кафедрой Азербайджанской консевартории (с 1949 — профессор), где преподавала до самой смерти. Среди её учеников народные артисты СССР Ф. Ахмедова, М. Магомаев, Ф. Касимова, народная артистка Азербайджана Х. Касимова, Гасим Халилов, а также Н. Рагулина, Л. Платонова, Т. Захарова и др.
В 1945—1952 годах — первый председатель Театрального общества (ныне Союз театральных деятелей) Азербайджана.
Избиралась депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР 1—4-го созывов.
Автор книги «Пути развития азербайджанского музыкального театра» (1931).
Умерла 8 июня 1981 года в Баку. Похоронена на Аллее почётного захоронения.
-
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич (1874—1940), режиссёр
-
Михайлов, Максим Дормидонтович (1893—1971) (минуя звание Народного артиста РСФСР), оперный певец (бас), солист Большого театра СССР
-
Мясковский, Николай Яковлевич (1881—1950), композитор
-
Москвин, Иван Михайлович (1874—1946), актёр
-
Мичурина-Самойлова, Вера Аркадьевна (1866—1948), актриса Александринского театра
-
Михоэлс, Соломон Михайлович (1890—1948), театральный актёр, режиссёр, педагог, художественный руководитель Московского Государственного Еврейского Театра
-
Марьяненко, Иван Александрович (1878—1962) украинский, советский актёр театра и кино
-
Малдыбаев, Абдылас Малдыбаевич (1906—1978) (минуя звание Народного артиста Киргизской ССР), композитор, певец (баритон), солист Киргизского музыкально-драматического театра