Мейерхольд, Всеволод Эмильевич (1874—1940), режиссёр

Карл Казимир Теодор Мейерхольд был восьмым ребёнком в лютеранской семье винозаводчика Эмилия Фёдоровича Мейерхольда (ум. 1892), выходца из старинного рода немецкого происхождения Мейерхольд фон Риттерхольм[4][5], и его жены, балтийской немки Альвины Даниловны (урождённой Неезе).
В 1895 году он окончил Пензенскую 2-ю мужскую гимназию, в которой позже учился выдающийся актёр немого кино Иван Мозжухин (здание гимназии по ул. Володарского, 5 сохранилось, сейчас в памятнике истории и культуры федерального значения располагается управление образования Пензы).

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия, Мейерхольд принял православие и изменил имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина.

В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко.
В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 года открылся театр, он играл Василия Шуйского.

В легендарной постановке чеховской «Чайки» Мейерхольд играл Треплева, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах». Среди ролей, сыгранных на сцене Художественного театра — принц Арагонский в «Венецианском купце» Шекспира (1898), Иоанн Грозный в трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», Иоганнес в «Одиноких» Гауптмана.

Meyerhold_reads_Chekhov's_The_Seagull_in_1898.jpg
В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Новая драма (Товарищество новой драмы)».

В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей, гастрольные выступления проходили на подмостках Тбилиси, Сeвaстoпoля, Николаева.

В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» Мориса Метерлинка, «Комедия любви» Генрика Ибсена и «Шлюк и Яу» Герхарта Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве.

Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение[9]. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику.

Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студию закрыли, Мейерхольд вернулся в провинцию.

В 1906 году Вера Комиссаржевская пригласила его в Петербург — стать главным режиссёром её Драматического театра на Офицерской улице. За сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Генрика Ибсена, «Сестру Беатрису» Мориса Метерлинка, «Жизнь человека» Леонида Андреева.

В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Спектакль стал началом «театра условности» в России. Сотрудничество с Комиссаржевской оказалось кратким. При Мейерхольде в театр перестали ходить, труппа оказалась на грани разорения. Вера Фёдоровна уволила Всеволода Эмильевича. Оскорбившись, он дважды подавал в суд, однако его претензии сочли необоснованными
В 1912 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона «Поклонение кресту» (двумя годами ранее он ставил эту пьесу на «Башне» у Вяч. Иванова с В. Шварсалон с роли Эусебио). Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. В имении писательницы Марии Крестовской в Молодёжном (фин. Metsäkylä) нашли прекрасный сад: от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка.

Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Затею не воплотили по техническим причинам, спектакль поставили в помещении. Но с тех пор идея театра на открытом воздухе («походного театра») занимала Мейерхольда.

В Александринском театре Мейерхольд поставил пьесы «У царских врат» Кнута Гамсуна (1908), «Шут Тантрис» Эрнста Харта, «Дон Жуан» Мольера (1910), «На полпути» Артура Пинеро (1914), «Зелёное кольцо» Зинаиды Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона (1915), «Гроза» Островского (1916), «Маскарад» Лермонтова (1917). В 1911 году поставил в Мариинском театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика» (художник — А. Я. Головин, балетмейстер — М. М. Фокин).
Мейерхольд с радостью принял революцию и в 1918 году вступил в РКП(б).
Vsevolod_Meyerhold_as_Imperial_theaters_director.jpeg

Поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» Маяковского (1918 год). В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, поставил пьесу Блока «Незнакомка»

С мая 1919 по август 1920 года жил в Крыму и на Кавказе. Пережил несколько смен власти, его арестовывала белая контрразведка.

Заведовал Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса по приглашению наркома просвещения Луначарского (сентябрь 1920-февраль 1921).

В 1920 году начал активно вводить в театр программу «Театральный Октябрь». Вводит на Курсах мастерства сценических постановок преподавание биомеханики как теории движений, и в 1921 году использует этот термин для занятий сцендвижением[16]. В 1921 году поставил вторую редакцию Мистерии-Буфф в Москве.