Москва, Черёмушки
Купить билет
12+
Премьера единственной оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва, Черёмушки» состоялась в Московском театре оперетты 24 января 1959 года. Вскоре последовали спектакли в Ростове-на-Дону, Одессе, Свердловске, Братиславе, Праге, Магадане, Загребе, разных городах ГДР и Чехословакии. А через два года на основе оперетты был снят фильм «Черёмушки» (режиссёр Герберт Раппапорт).
Возвращение композитора в музыкальный театр после «антиформалистической кампании» 1930-х годов и, к тому же, его дебют в «лёгком» жанре ожидались с большим нетерпением. Один из основателей и ведущий артист Московского театра оперетты Григорий Ярон писал в своей книге воспоминаний: «Сообщение о том, что Шостакович пишет оперетту, было встречено с огромным интересом. Как? Композитор, написавший Седьмую симфонию, а недавно — Одиннадцатую, и вдруг сочиняет оперетту?!! Где бы я ни появлялся, первый вопрос, который я слышал от людей знакомых и незнакомых, различных возрастов и профессий: “Какова оперетта Шостаковича?”. Сам композитор по поводу своего “сенсационного” обращения к жанру оперетты говорил: “Я считаю, что настоящий композитор должен попробовать свои силы во всех жанрах”».
Композитор (человек по натуре остроумный и саркастичный) с симпатией относился к музыке лёгких жанров, в том числе к классической оперетте — Оффенбаху, Иоганну Штраусу, Легару, Кальману. За написание собственного опуса в этом жанре он принялся в сентябре 1957 года «по неотступным, настоятельным просьбам» главного дирижёра Московского театра оперетты Григория Столярова и завершил работу над ней в октябре 1958 года.
Яркая, весёлая музыка запечатлела звуковую атмосферу 1950-х годов — в этом композитор был чужд какого бы то ни было ригоризма. Оперетта была наполнена привычными ритмами вальсов, галопов, полек, а неожиданное появление знакомых мелодий — «Песни о встречном» самого Шостаковича, популярных народных песен «Цыплёнок жареный», «Во саду ли, в огороде», «Подмосковные вечера» Соловьёва-Седого и других — создаёт особый комический эффект.
Сюжет был выбран на редкость злободневный. В основе либретто Владимира Масса и Михаила Червинского — комические перипетии, связанные с массовым переселением из старых коммуналок в новые жилые кварталы. Тогда «квартирный вопрос» был особенно актуален, причём не только для москвичей. Своей актуальности он не утратил и сейчас, во времена реновации — расселения хрущёвок, в которые радостно заселялись герои Шостаковича.
Сегодня, спустя более шестидесяти лет после премьеры, оперетта «Москва, Черёмушки» звучит по-новому: со светлой «ноткой» грусти по идиллической жизни московских новосёлов 1950-х, по времени молодости и надежд послевоенного поколения. Режиссёр-постановщик, Иван Поповски, стремился сохранить «игровую и светлую природу», особую атмосферу тех времён, «когда, казалось бы, стало чуть легче дышать, хотя внутренние противоречия в людях всё равно оставались». Яркий, напоминающий советские кинокомедии спектакль, созданный его постановочной командой — дирижёром Павлом Клиничевым, сценографами Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер и другими, — полностью соответствует этому ощущению.
Продолжительность спектакля 2 часа 45 минут
Спектакль идет с одним антрактом