Лебединое озеро

Лебединое озеро

Государственный академический Большой театр России
Купить билет
Возраст 12+

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО 1.jpg

«Лебединое озеро», свой первый балет, Пётр Ильич Чайковский писал по заказу Большого театра. Здесь 20 февраля (по ст. стилю) 1877 года состоялась мировая премьера балета в постановке Венцеля Юлиуса Рейзингера, а в 1880 году была предпринята и следующая по хронологии постановка – Йозефа Гансена. Но настоящая – и непрерывная – сценическая жизнь партитуры, выведшая «Лебединое озеро» в круг шедевров, началась в Петербурге, вскоре после безвременной кончины композитора.

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО 2.jpg

17 февраля 1894 года, в устроенном дирекцией Императорских театров мемориальном спектакле «В память П.И. Чайковского» была исполнена вторая картина в хореографии Льва Иванова. Через год, 15 января 1895-го, сцене Мариинского театра прошла премьера полной обновлённой версии балета. Руководителем спектакля выступил Мариус Петипа. Постановка танцев принадлежала ему и Иванову (последний, кроме уже существовавшей второй картины, сочинил всю четвёртую и два номера для дворцового бала в третьей). По плану Петипа капельмейстер петербургского балета Риккардо Дриго осуществил новую редакцию партитуры. Брат композитора, драматург и либреттист Модест Ильич Чайковский переделал анонимный сценарий, написанный в 1877 году. На основе косвенных данных он предположил, что оригинальное либретто написали управляющий московскими Императорскими театрами Владимир Бегичев и танцовщик Василий Гельцер. Традиционно их двоих указывают сценаристами «Лебединого озера». Партию Одетты-Одиллии на премьере танцевала итальянская балерина Пьерина Леньяни, партию Принца Зигфрида – Павел Гердт.

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО 3.jpg

В 1901 году балет вернулся на сцену Большого театра. Александр Горский в общем опирался на спектакль Мариинского театра, отступления от которого были пока сравнительно немногочисленны. На протяжении следующих двадцати лет балетмейстер Большого театра Горский ещё три раза обращался к «Лебединому озеру», всё дальше уводя его от версии Петипа и Иванова. Из редакции в редакцию Горский усиливал жанровый колорит первой картины, решавшейся в духе фламандской живописи, ярче выявлял национальную природу танцев иноземных гостей в третьей картине, нагнетал трагедийное настроение финальных сцен. В 1920-м, в очередной постановке, созданной в соавторстве с Владимиром Немировичем-Данченко, Горский полностью отказался от хореографии Петипа и Иванова. Эта версия «Лебединого озера» имела счастливый финал. Одетта и Зигфрид соединялись, силы зла были повержены. В 1922 году Горский возобновил прежнюю редакцию, включив в неё отдельные находки из спектакля 1920-го (партию Шута, танец масок на балу).

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО 4.jpg

В 1937-м ученик Горского Асаф Мессерер заново поставил четвёртую картину балета. Он придумал финальную сцену, ставшую канонической: Зигфрид вступал в схватку с Ротбартом и отрывал злому волшебнику крыло. Ротбарт умирал, Одетта и её подруги освобождались от его власти.
В спектакле Горского-Мессерера блистали Марина Семёнова, Галина Уланова, Майя Плисецкая... Окончательный вид он обрёл в 1956 году, накануне первых гастролей балета Большого театра в Лондоне. Тогда же по эскизам Симона Вирсаладзе было изготовлено новое оформление.
В 1969-м, также в преддверии лондонских гастролей, свою версию «Лебединого озера» поставил Юрий Григорович. Основой спектакля послужила существенным образом переосмысленная драматургическая концепция. Григорович представил события балета как отражение душевных коллизий принца Зигфрида. Волшебник Ротбарт превратился в Злого гения, чёрное alter ego героя. Сцены на озере возникали как мир его мечты.

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО 5.jpg

В финале Белый лебедь, олицетворённый Одеттой, повергался во прах, принц оставался один в обступившей его пустоте. В соответствии с новой трактовкой сюжета менялась композиция. Балет шел в двух актах, действие переносилось из дворца на озеро без перерывов. Значительная часть хореографии была пересочинена.
После генеральной репетиции, состоявшейся летом 1969 года, премьеру отложили. От Григоровича потребовали вернуть традиционную структуру из четырёх картин, благополучную развязку, отменить тему двойничества Зигфрида и Ротбарта. 25 декабря «исправленный» спектакль был показан на публике. В течение последующих десятилетий балетмейстер постепенно возвращал в него изъятые драматургические новшества (кроме финала).
В 1996-м радикально обновлённый вариант балета предложил Владимир Васильев. А с 2001-го «Лебединое озеро» идёт в новой редакции Григоровича, в которой воплотились и те идеи, которые ему не удалось реализовать в 1969 году, включая трагический финал.

Продолжительность спектакля 2 час 40 минут