Дон Кихот
Государственный академический Большой театр России
Возраст 6+
Для Москвы «Дон Кихот» – спектакль особый. Это единственный великий классический балет, родившийся именно здесь, а не перенесённый из Парижа или Петербурга. Он пережил множество трансформаций, в результате которых от первоначального замысла Мариуса Петипа и знаменитого революционного спектакля Александра Горского сегодня мало что осталось. Но фонтанирующая радость, дерзкое нарушение канонов, импульсивный темперамент и запредельно сложная техника сделали его образцом «московского» стиля в балете.«Дон Кихот» в Большом театре неоднократно возобновляли, обновляли, реставрировали: в 1940 году – Александр Монахов и Ростислав Захаров, в 1942-м – Михаил Габович и Касьян Голейзовский. В 1994-м создал свою редакцию Юрий Григорович. Спектакль оброс неисчислимым количеством вставных номеров. Но в 1999 году Алексей Фадеечев, сам блестящий Базиль Большого театра и знаток классического репертуара, очистил спектакль от напластований эпох, сохранив его лучшие находки. В 2016 году он провёл «реставрационные» работы повторно.
«Дон Кихот» уже столетие служит «взлётной полосой» для великих балетных карьер и отполирован для этой цели до совершенства. Ольге Лепешинской он позволял блеснуть такой бешеной энергией, что однажды балерина закончила трюк в суфлёрской будке. Майя Плисецкая и Владимир Васильев устанавливали в нём рекорды виртуозности. Екатерина Максимова позволяла упиваться отточенностью каждого движения своих ног, а Наталья Бессмертнова – артистической многомерностью. Свою лепту в историю спектакля внесли Михаил Лавровский, Владимир Тихонов, Александр Годунов, создававшие свои версии партии Базиля под руководством Алексея Ермолаева, легендарного виртуоза старшего поколения.
Свой след оставили и безупречно-академичная Людмила Семеняка, обладавшая необыкновенным шармом Нина Ананиашвили, неоднократно бисировавшая фуэте Галина Степаненко, поднявшийся на новый уровень виртуозности Ирек Мухамедов, элегантные Андрей Уваров и Сергей Филин. Не так давно московский спектакль открыл миру Наталью Осипову и Ивана Васильева. И сейчас, как и прежде, как всегда с тех пор, как родился, «Дон Кихот» открыт новому поколению исполнителей.