Свадьба Фигаро
Государственный академический Большой театр России
Возраст 12+
Премьера оперы «Свадьба Фигаро» состоялась в венском Бургтеатре 1 мая 1786 года. Первыми двумя спектаклями дирижировал сам композитор. Друг Моцарта певец Майкл Келли вспоминал: «Никто никогда не имел более блистательного успеха, чем Моцарт со своей «Свадьбой Фигаро». Театр был битком набит, многие номера пришлось повторять, так что оперу играли почти вдвое дольше, чем она должна была бы идти, но публика не переставала аплодировать и вызывать Моцарта». Императору даже пришлось дать специальное распоряжение: исполнять на бис только отдельные арии, но никак не большие номера целиком. Затем состоялась пражская премьера оперы – с еще большим успехом. В России «Свадьба Фигаро» впервые была представлена в 1815 году немецкой труппой в Санкт-Петербурге.В Большом театре она впервые прозвучала в 1843 году в исполнении немецкой труппы (дирижер Иван Иоганнис, режиссер Константин Голланд), затем, в 1868-м, была исполнена итальянской труппой (дирижер Жозеф Дюпон, режиссер Николай Савицкий). Первой постановкой в Большом принято считать спектакль 1926 года. Над ним работали дирижер Михаил Ипполитов-Иванов, режиссер Андрей Петровский, художники Михаил Петровский и Михаил Сапегин. Следующую постановку осуществили в 1936 году дирижер Фриц Штидри, режиссер Борис Зон и художник Яков Штоффер. К 200-летнему юбилею Моцарта новую версию представили Борис Покровский и Георгий Ансимов (дирижер – Борис Хайкин, художник – Вадим Рындин). Их спектакль оставался в репертуаре свыше двадцати лет (1956 — 1978), за это время он прошел двести девяносто один раз. Дирижер Петер Феранец, режиссер Иоахим Херц и художник Петер Сикора осуществили новую постановку в 1995 году. А в 2014 году дирижер Уильям Лейси и молодой режиссер Дмитрий Белянушкин представили свою полуконцертную версию.
До сих пор «Свадьба Фигаро» остается одной из самых любимых опер во всем мире. Хорошо закрученная интрига, стремительно развивающееся действие, обаятельные персонажи, постоянные переодевания... «Свадьбу» переполняет радостная стихия игры, карнавала, но есть в ней и лирические моменты, и глубокий драматизм.
«Прелесть этой оперы в том, что ее можно обратить любой стороной — она удивительно многогранна», — считает режиссер Евгений Писарев. В 2015 году он представил в Большом театре ее новое прочтение. Для режиссера это был второй опыт работы в оперном театре – и первый спектакль в Большом.
По словам Евгения Писарева, ему хотелось вернуть праздничную атмосферу этой оперы, утраченную в постановках последних лет. Поэтому действие «Свадьбы Фигаро» перенесено в середину XX века — «послевоенное время с характерным для него желанием жизни, радости и праздника». Выстраивая свой спектакль, режиссер обращался и к литературному первоисточнику: комедии Бомарше, что позволило ему добавить новые краски к образам оперных героев. «Спектакль наш, конечно же, про любовь, — говорит Евгений Писарев, — здесь влюблены все: и Марселина, и Керубино, и Граф. Все изменяют друг другу, но не мучительно, а как-то радостно и вдохновенно. И все не очень владеют собой — слишком много тестостерона, энергии жизни и жажды счастья». Именно таким виделось постановщику настоящее моцартианство.