Русский балаган — только низкое искусство?

Русский балаган — только низкое искусство?

Разве театр в России появился в залах императорских дворцов? Нет, на площадях и ярмарках, соединяя драматические и цирковые традиции, скоморохи-путешественники, вопреки неодобрению Церкви, развлекали простолюдинов забавными сценками и злободневными насмешками. Впрочем, шуты всегда служили русским царям, свои скоморохи были и у лютого Ивана Грозного, и у набожного «Тишайшего» Алексея Михайловича.

Без-имени-1.jpg

Массово русские балаганы появились во время петровских реформ — в дощатых временных сооружениях под тканевым куполом, закрепленным на столбе в центре площади. Репертуар состоял, как правило, из сценок с Петрушкой, трюков дрессированных медведей и акробатов. Выступали и раешники с райками — ящики с цветными картинками, смотрелись которые через увеличительное стекло.

В начале XVIII столетия появился вертеп — рождественское кукольное представление с песнями и стихами. Позже его разбавили короткой комедией из повседневной бытовой русской жизни.

001-4.jpg

В 1702 году Петр I построил на Красной площади «Комедиальную храмину», пригласив немецкого антрепренера Иоганна Кунста, но в 1706 году театр закрылся. Племянница Петра, императрица Анна Иоанновна, познакомила русского человека с Пьеро, Коломбиной и Арлекином — их привез в Россию итальянец Карло Гоцци. Впрочем, не пренебрегала императрица и отечественными «актерами», особенно «прославился» князь Голицын, которого монархиня в наказание за вольномыслие сделала шутом и даже женила на шутихе Бужениновой в «Ледяном доме».

Попов_Балаганы-в-Туле_1873.jpg

В конце XIX столетия в балаганном искусстве появились свои «звезды», к примеру, Яков Мамонов, «знаменитый по всей Волге» и очаровавший Федора Шаляпина. Тогда же балаганная традиция пришла в «настоящий» театр: режиссеры стали включать в спектакли номера жонглеров, гимнастов и даже дрессированных животных. Преуспел в этом Всеволод Мейерхольд, поставивший в 1907 году пьесу «Балаганчик» по Александру Блоку и сам сыгравший Пьеро. Позже он поэкспериментировал с жанром фарса в «Мистерии-буфф» по пьесе Владимира Маяковского. Подхватили инициативу и другие режиссеры, утверждая богоборчество и ниспровергая «монархические» культурные ценности. В 1940 году Мейерхольд оказался в сталинском расстрельном списке, к этому времени балаганы покинули советскую сцену и вернулись в искусство лишь в Великую Отечественную войну в творчестве советских артистов, дающих на фронте и в тылу агитационные концерты.

Сегодня интерес к балаганному искусству в России возрождают Олег Долин, Александр Пономарев, Юрий Муравицкий, соединяя традиции комедии масок и танцевальной акробатики.