Первая половина XIX века в русской живописи

Первая половина XIX века в русской живописи

XIX век в русской культуре не случайно именуют «золотым веком», и это касается не только поэзии, прозы, музыки, но и живописи. Эпоха богата историческими событиями, повлиявшими на появление новых художественных направлений. Это и Отечественная война 1812 года, и восстание декабристов, и войны, и реформы государственного управления 1860-х гг. XIX век по насыщенности событиями и изменениями в культуре стал достойным преемником века XVIII, когда российские художники открыли для себя западноевропейскую живопись и начали развивать на родной почве ее основные стили и жанры (прежде всего портрет). 

Живопись XIX века оказалась еще разнообразнее, хотя именно портрету повезло меньше всего – он постепенно утрачивал популярность, из высокого искусства превращаясь в некое подобие современной фотографии, используемое в качестве элемента декора. Только, пожалуй, после войны 1812 года, когда в искусстве усилились патриотические мотивы, англичанин Джордж Доу, художник немецкого происхождения Вильгельм Голике и Александр Поляков создали множество не салонных, а проникнутых высокой идеей служения Отчизне, портретов русских генералов. 


Карл Брюллов. Последний день Помпеи (фрагмент).jpg

В начале века в живописи господствовал так называемый академизм – своего рода официальное направление в живописи, поощряемое Академией художеств, сложившееся на базе классицизма. Классицизм не был чем-то единым, в его рамках работали художники, развивавшие исторический жанр (Андрей Иванов), разрабатывавшие библейскую тематику (Алексей Егоров и его ученик Карл Брюллов). Картины Брюллова и сегодня привлекают красочностью и благородством изображения. Можно сказать, что этот художник довел классические приемы русской живописи до абсолюта. 

Если раньше художниками становились, как правило, люди незнатного происхождения, то в XIX в. престиж живописцев повысился, и молодые дворяне мечтали о поприще художников как о деятельности, которая принесет им славу и даст возможность самореализоваться. Федор Толстой стал одним из первых дворян-художников и занял пост вице-президента Академии художеств. 

Российское государство всегда внимательно наблюдало за миром искусства и стремилось участвовать в его развитии, поэтому уже при Николае I за счет художников, окончивших Академию, было расширено сословие именитых граждан времен Екатерины II. Так же, как сегодня деятели культуры получают гранты, выпускники Академии художеств получали госзаказы, а для талантливых провинциальных художников на государственные средства открывались центры художественного образования. Самый первый такой центр начал работу в 1802 году в Арзамасе, его возглавил живописец и педагог Александр Ступин. 

Частная инициатива, разумеется, не уступала государственной. Прежде всего в Санкт-Петербурге собиратели картин начали открывать художественные галереи и популяризировать их среди представителей высшего сословия. Публика с огромным энтузиазмом посещала «Русский музеум» Павла Свиньина и «Русскую галерею» при Эрмитаже. Ближе к 30-м гг. XIX в. Академия художеств стала регулярно проводить свои выставки, также собиравшие большое количество гостей. 

Иван Айвазовский. Девятый вал (фрагмент).jpg

История России шла своим путем, поэтому и развитие живописи здесь имело свои особенности, не совпадало с развитием живописи западноевропейской, хотя и имело с ним определенные пересечения. Так, если в Европе на фоне Французской революции классицизм утратил свое значение и сменился романтизмом, то в России оба направления существовали одновременно. 

Постепенно все-таки вытеснение классицизма романтизмом происходит и в нашей стране. Эмоциональность, повышенная экспрессивность и сопереживание персонажу проникают в портрет. Большую популярность приобрели строгие мужские образы и нежные образы женщин и детей, созданные Орестом Кипренским. Новые веяния привнес в портретный жанр бывший крепостной Василий Тропинин, который представил широкой публике выразительные портреты крестьян. 

Все чаще живописные полотна запечатлевали пейзажи, и они также были романтическими. Наибольшую известность заслужили маринистские пейзажи Ивана Айвазовского – и сегодня нет, пожалуй, никого, кто не знал бы и не любил его картин. 

Алексей Венецианов пошел еще дальше – он поэтизировал народный быт и, вопреки неодобрению Академии художеств, даже создал целую художественную школу. «Венецианцы» Алексей Тыранов, Григорий Сорока (Васильев), Лавр Плахов, Федор Славянский (Михайлов) ориентировались на работу с натурой и закладывали основы реалистического отношения к народной жизни. 

Павел Федотов. Сватовство майора.jpg

Реализм максимально способствовал возможности транслировать в художественных полотнах свои идеи, и с усилением цензуры (неизбежным после восстания декабристов) реализм в живописи становится направлением преобладающим. Одним из первых художников-реалистов стал Павел Федотов, создававший на своих полотнах весьма саркастичные образы современников. 

Жизнь менялась, а «политика» Академии художеств оставалась неизменной: от художников ждали только работ с античными, религиозными и классическими сюжетами. И не удивительно, что в ноябре 1863 года случился «бунт четырнадцати»: 14 выпускников Академии – их идейным руководителем выступил Иван Крамской – отказались писать полотна на заданную тему и покинули учебное завелдение без звания. Они организовали Артель художников, которая, распавшись, все-таки стала основой другого, весьма успешного объединения – Товарищества передвижных художественных выставок. Петербургские и московские художники на протяжении почти 50 лет проводили передвижные выставки в разных городах страны. Первая из них открылась уже в ноябре 1871 года. Первыми передвижниками стали пейзажисты Архип Куинджи, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Исаак Левитан и Василий Поленов. Виктор Васнецов воссоздавал на картинах сказочный эпос и его героев. Все художники проявляли глубокий интерес к истории и быту своего народа. Передвижники владели высочайшей техникой портрета, почти с фотографической точностью отражали на своих полотнах многообразие окружающего мира. 

Константин Коровин. Гурзуф..jpg

Но реализм недолго оставался ведущим живописным направлением. Влияние Европы и изменяющаяся общественная атмосфера на родине давали толчок развитию новых направлений, появлению новых тенденций развития, поиска художниками принципиально новых художественных средств самовыражения. 

Европейский импрессионизм очень хорошо начал приживаться на русской почве, что ярко отразилось в творчестве Константина Коровина и Валентина Серова. Михаил Нестеров наделял свои полотна глубоким символизмом, Франц Рубо развивал батальную технику, а Михаил Врубель создавал работы в стиле зарождающегося русского модерна. 

Особую роль в судьбе русского изобразительного искусства сыграл Абрамцевский кружок, сложившийся в усадьбе мецената Саввы Мамонтова. Василий Поленов, Михаил Нестеров, Илья Репин, братья Васнецовы и другие художники, как начинающие, так уже получившие широкую известность, создали полотна, которые украсили коллекции всех крупнейших музеев мира. 

Нельзя забывать и о вкладе в развитие культуры художников-«мирискусников». Лев Бакст, Константин Сомов, Евгений Лансере провозглашали идеи модернизма, стремились к свободе и эстетике, обращались в национальной русской культуре и продолжали противостоять академизму. Они популяризировали в России иностранных живописцев, привозили на выставки новаторские картины Поля Гогена, Клода Моне и Эдгара Дега. Многие русские художники вдохновлялись их полотнами. 

Впереди был век XX – одновременно и вдохновляющий, и трагичный.

Автор: Ольга Коркина