От кринолина до бандажа: история российского балетного костюма
Сегодня, обсуждая балет, мы часто добавляем «классический», подразумевая, прежде всего, балетный костюм. Ведь если сто лет назад балерины представали перед зрителем в пачках, а мужчины — в трико и бандажах, то сегодня возможны и фантастические одеяния вольного кроя, и даже отсутствие костюма.
Появившись в России 300 лет назад, искусство балетного костюма прошло путь от кринолинов и камзолов до полупрозрачного минимализма. Кстати, изначально в России балет назывался «междусенья» и был лишь тематическим танцем, который показывался между «сеньями» — актами «серьезной» пьесы. Танцовщики выглядели помпезно и утопали в воланах и сборках, усыпанных драгоценными камнями. «Женщины» — их роли исполняли молодые мужчины — появлялись в платьях на куполообразном каркасе с десятком нижних юбок, а «настоящие» мужчины — в расшитых камзолах и панталонах. Каблуки были высокими, прически — многоэтажными, головные уборы — эфемерными.
Лишь в начале XVIII века, когда балет стал элитным искусством, а хореография — авторской, российские танцмейстеры позаимствовали короткую юбку, которой в 1730 году шокировала мир француженка Мари-Анн Камарго. Она первой открыла щиколотки, стала перекрещивать ноги в воздухе в прыжке, а также совершать «кабриоль», отводя ногу назад.
В начале XIX веке балет вошел в эпоху стиля ампир. Ушли в прошлое стягивающие корсеты и кринолины, а струящиеся наряды стали шить похожими на древнегреческие туники. В это время появляются условные пуанты — обувь на плоской подошве, привязанная к ноге изящными лентами. В такой обуви выходила на сцену балерина Евдокия Истомина, о которой Пушкин упомянул в «Евгении Онегине».
Современницей Истоминой была еще одна балерина, Мария Данилова. Звезда балета «Амур и Психея» погибла прямо на сцене из-за… костюма. В ее платье было устроено специальное крепление, за которое с помощью тросов балерину поднимали над сценой. Однажды механизм дал сбой, тросы натянулись, и это стало причиной трагедии.
А что же первая пачка? Многослойную юбку, закрепленную на корсаже, первой показала итальянка Мария Тальони в 1832 году в роли Сильфиды на сцене Гранд-Опера. Наряд посчитали скандальным, а российский балетмейстер Мариус Петипа немедленно его… еще больше укоротил, введя в свои постановки пируэты и фуэте, для которых нужны свободные ноги.
Изменились и пуанты — превратились в туфли с твердым носком и плоским решением. Их надели и мужчины, первым стал Николай Домашев в балете Хосе Мендеса «Приключения Флика и Флока» в 1888 году на сцене Большого театра.
В 1911 году танцовщик Вацлав Нижинский вышел на сцену в облегающем трико. В зале сидела императрица Мария Федоровна. Чем это закончилось? Нижинского уволили из Императорского театра.
Чем техничнее становился танец — тем проще костюм, ведь тело — главный инструмент танцовщика, и скрывать его незачем. Сегодня мужчины могут выступать в одном бандаже, а эмигрант Рудольф Нуреев в «Спящей красавице» в Национальном балете Канады и вовсе одну из сцен танцевал обнаженным. А в СССР первым «голым» балетом стал «Спартак» — танцовщики выступали в набедренных повязках.
-
"Детские альбомы" - класическая музыка для самых маленьких слушателей 04.10.2023
-
Русская опера заграницей 03.10.2023
-
Истории любимых детских песен 02.10.2023
-
Музыкальные инструменты народов России 01.10.2023
-
Как великие режиссёры воспитывали своих преемников 16.09.2023
-
Тыгын дархан – объединитель якутских племён и фольклорный богатырь 15.09.2023
-
Женский мир в искусстве Дагестана 15.09.2023
-
Что посмотреть - подборка документальных фильмов на вечер 09.09.2023