Частная опера Саввы Мамонтова: взлет искусства и крах инициативы

Частная опера Саввы Мамонтова: взлет искусства и крах инициативы

Савва Мамонтов — уникальный человек, который не просто, как принято считать, привил россиянам любовь к опере, а, по сути, создал русскую оперу, вложив всего себя в развитие этого жанра искусства.

Все началось в Абрамцево — в имении Саввы Мамонтова. Впрочем, еще юным этот помещик расстраивал отца тем, что любил «музыкантить и кувыркаться». А в 1863 году, оказавшись в Милане, Мамонтов так увлекся итальянской оперой, что вернувшись в Россию и найдя поддержку у супруги, специально купил имение Абрамцево, чтобы сделать его прибежищем начинающих талантов и ставить любительские спектакли.

c63e416835d39c9c3a543ef1f5f323f9.jpg

В 1882 году состоялась наделавшая шума первая «домашняя» премьера . Мамонтов и его друзья, среди которых были художники Виктор Васнецов и Илья Репин, поставили «Снегурочку» Александра Островского. Играли все, Мамонтов не пожалел денег на декорации и костюмы, в итоге великолепие ослепило всех, а Константин Станиславский разразился публичными восторгами.

Спустя год к свадьбе племянницы (Марии Мамонтовой) помещик поставил третий акт «Фауста», пригласил «звезд», спел партию Мефистофеля и — услышал от гостей предложение решиться на создание Частной оперы. Мамонтов отказался, полагая, что российская публика не полюбит оперное искусство, и продолжил ставить домашние представления в Абрамцеве. В 1884 году он написал собственную оперу — «Алую розу» по мотивам сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек».

Но конец XIX века — время, когда живут и пишут Петр Чайковский, Александр Даргомыжский, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский, Александр Бородин. Из их произведений постепенно складывается национальный репертуар, причем русская опера весьма отличается от итальянской или французской — она реалистична и выглядит как цельная постановка, нуждающаяся в богатых декорациях и костюмах. Иначе говоря, в деньгах, которые императорские театры выделять не готовы.

3567759_original.jpg

И тогда осенью 1884 года Савва Мамонтов сообщает семье за обедом, что прямо завтра начнет создавать в Москве частный оперный театр. И отправляется в путешествие по России — набирать труппу. Первой примой становится 25-летняя меццо-сопрано Татьяна Любатович, которую Мамонтов увидел на сцене в Тифлисе. Еще больше удивил Мамонтов единомышленников, позвав 19-летнюю сопрано Надежду Салину из Петербургской консерватории.

9 января 1885 года в Москве в Камергерском переулке официально открыли Частную оперу. На премьере артисты иногда не попадали в ноты, но декорации и костюмы «Подводного царства» потрясли публику, а Мамонтов пригласил из Милана еще артистов и поставил «Аиду». И вот здесь успех был ошеломительным.

Но — широкая публика действительно не пошла на русскую оперу.

Потеряв 3 миллиона рублей, весной 1887 года меценат распустил труппу Частной оперы, Лабатович уехала в Италию в Королевскую оперу, Салина ушла в Большой театр, а Мамонтов… в 1894 году решил начать все сначала и объявил о втором рождении Частной оперы. Директором нового театра стала сестра Татьяны Любатович — Клавдия Винтер. Труппа поехала в турне по Сибири и Кавказу, а сам Мамонтов привел из Панаевского театра в Петербурге молодого малоизвестного певца Федора Шаляпина. Впервые Шаляпин спел Ивана Сусанина в «Жизни за царя» весной 1896 года в нижегородском Деревянном оперном театре.

Новая Частная опера открылась в Москве в здании, где сегодня находится Театр оперетты. Мамонтов выплатил неустойку Мариинскому театру за «уведенных» певцов, включая Шаляпина.

opera6.jpg

В 1896 году Мариинский театр отказался ставить «Садко» Римского-Корсакова, оперу-былину, новый жанр в мировой музыки, пояснив, что это слишком сложно. Поставил Мамонтов. В 1897-1898 годах в Частной опере прошли премьеры «Опричника» Петра Чайковского, «Хованщины» Модеста Мусоргского, «Бориса Годунова» Римского-Корсакова. В 1897 году Мамонтов пригласил в Частную оперу Сергея Рахманинова — юного выпускника Московской консерватории.

11 сентября 1899 года Савву Мамонтова арестовали за незаконное использование денег Акционерного железнодорожного общества. Татьяна Любатович и Клавдия Винтер успели вывезти и распродать имущество театра, чтобы дальше иметь возможность выступать под именем Товарищества Русской частной оперы. В 1900 году суд оправдал Мамонтова, но его состояние было потеряно, он больше не мог поддерживать театр, который окончательно закрылся в январе 1904 года.