НА ХОДУ СОЧИНЯЮ МИРЫ

НА ХОДУ СОЧИНЯЮ МИРЫ

«Москва. Полный круг» – вторая в этом сезоне премьера Павла Пархоменко, на этот раз поставленная в театре Моссовета на сцене «Под крышей». Спектакль сделан по мотивам пьесы Александра Архипова «Полный круг» и на основе документальных историй жителей столицы, собранных режиссёром и актёрами в технике вербатим. В интервью Павел Пархоменко говорит, что давно хотел составить театральный портрет людей Москвы, так что пьеса Александра Архипова, которая очень кстати пришла в последние дни приёма заявок на организованный театром конкурс «Московские истории», стала удачным поводом для развития нового проекта. 

Рассказы, сплетни, слухи, сказки, мифы — неотъемлемая часть каждой отдельной человеческой судьбы. Любой из нас в какой-то мере — сумма накопленных историй, пересекающихся и сплетающихся с сотней сюжетов о близких и далёких людях. Человек может переписать свою повесть, дописать и полностью  изменить её, откликнувшись на зов судьбы. Как, например, случилось с Йозефом Бойсом, немецким художником-постмодернистом, служившим лётчиком в Люфтваффе. Его, сбитого в Крыму советскими асами, от смерти спасли крымские татары, обнаружив в снегу, когда немецкие спасательные команды уже остановили поиски. Увлечение культурой коренных народов и шаманизмом в будущем стало основой концепции творчества художника. История звучит невероятно (и была многажды отвергнута биографами), но от этого не менее занимательно. Ведь личный миф гораздо интереснее правды. 

Что если нашу историю выдумают за нас? Этим и занимается главный герой спектакля «Москва. Полный круг» Николай (Дмитрий Подадаев). Николай —  фантазёр и мечтатель, сочиняющий повести о пассажирах, с которыми каждый пересекается в метро. Его выдумки имеют реальную основу: повествование собрано из фрагментов жизней, задокументированных командой Павла Пархоменко. 

В спектакле идут две параллельные линии. Первая — линия главного героя-выдумщика, который каждый день спускается в метро, чтобы наматывать круги по кольцевой линии в надежде снова увидеть девушку, в которую влюбился с первого взгляда. Вторая  —  линия его случайных попутчиков, пассажиров, которых он встречает от станции к станции. В некотором роде, звучащие в спектакле истории — это отдельные детали пазла, которые, сложившись, могут намекнуть на контуры рисунка, который составляет разношёрстное московское общество. Первая линия, несмотря на повороты судьбы, неудачи и долгое ожидание, кончается хорошо: герой встретит свою девушку. Вторая, включающая в себя множество сюжетов, в целом, окрашена в минорные тона, хотя не лишена юмора и надежды. Её герои — будь то бывший следователь, боксёр с журфака, бабушки-челночницы, престарелый водолаз, который не смог вытащить из омута героиновой зависимости своего сына, эскортница, мечтающая о лучшей школе для своего ребёнка, ветеран второй чеченской войны, работница ЗАГСа, которая лучше всего разбирается в чужой любви, — рассказывают о жестокости окружающих, о быте людей с особенностями развития, о людской боли от невосполнимых потерь, о жизни и смерти, о любви, творчестве и о спасении.


Сцена из спектакля «Москва. Полный круг». Театр Моссовета, 2023 год. Автор фото — Елена Лапина.

Герои этой сюжетной линии – вселенные. От станции к станции исполняющие их актёры меняют роли, непрерывно участвуя в действии то как простые наблюдатели, то как солирующие персонажи. Ваня Пищулин  дерзко и с пафосом играет парня, который в прошлом был и ментом, и могильщиком, и студентом журфака, и боксёром из Лас-Вегаса. О себе он повторяет, что у него «ветер в голове»; «Поэт — издалека заводит речь. Поэта — далеко заводит речь» — писала о таких Марина Цветаева (неизвестно, как далеко завела бы речь этого героя, если бы не было ограничено сценическое время). Анастасия Белова играет трогательную «кукушку» — девушку с синдромом Туретта, из которой изгоняли бесов, пичкали устаревшими седативами и травили в школе. Она справляется с диагнозом  при помощи фразы «куку», заменяя ею типичную для синдрома грубость, встречается с молодым человеком, понимающе относящимся к потенциальной оплеухе, которую может получить от неё в любой момент, и расписывает храм, преодолевая через творчество свои психические особенности. 

Да, кто-то из рассказчиков сумел прийти к свету, кто-то нет, но у каждого из них остаётся надежда — одна из самых частых людских мотиваций. Именно она приводит на панель молодую девушку (Дарья Емельянова), которая живёт ради сына, и, несмотря на ужас, сохраняет надежду — иллюзорную, но от того не менее необходимую. Кто знает, может быть, её история разовьётся в сюжет, описанный в самой доброй миниатюре спектакля — повести «Лёня и Петя». Встреча двух потерянных людей (Дарья Балабанова, Андрей Смирнов), которые долго шатались по миру, женились, разводились, заводили детей и не ведали счастья, пока не нашли друг друга, могла бы и не состояться. Но им повезло. Как, возможно, однажды повезёт курьеру-иностранцу (Михаил Филиппов). Несмотря на то, что его постоянно задерживают, так что даже молиться он вынужден прямо в отделении полиции, под смех сотрудников отдела, он сохраняет невероятную волю к жизни. Существуя наперекор системе, курьер выживает, продолжая верить в себя, в свою семью и в то, что в мире есть место для всех. Главное достоинство большинства историй, собранных командой режиссёра, — отсутствие конца, уход в перспективу.

Сценография спектакля (Павел Пархоменко сам стал его художником) с одной стороны,  представляет из себя обычный вагон метро, в котором разворачивается сюжет. А с другой —  за окнами этого вагона, в перерывах между станциями, появляется определённый смысловой видеоряд (художник по видео — Анастасия Иванова). То кислотный фон в пару к мягкому эмбиенту, то клубные танцы или традиционная роспись под хохлому — всё зависит от того, чья история рассказывается в данный момент. 

Столица, чьё имя вынесено в название спектакля, кажется одновременно и прекрасной, и недружелюбной. Она — пространство счастливых и не очень встреч, возможностей, перспектив; она манит исполнением желаний, привлекает воплощением надежд и обещает невероятные, судьбоносные встречи. Прекрасной рифмой замыкая в себе композицию спектакля, главный герой Николай встречает в метро свою девушку, отыскивая её среди множества сочинённых им миров.


Роман Бардаков