ИГРА В РЕВИЗОРА
София Щапенко
Он пугает, а мне не страшно
Зрителям, пришедшим за классической интерпретацией хрестоматийного текста, открывается неожиданная картина. Чиновники — люди в пиджаках с портфелями, комната в доме городничего —
Столь же неоднозначен Хлестаков в исполнении Даниила Толстых: инфантильный чиновник в
Женские образы спектакля гротескны. Каждый выход Анны Андреевны и Марьи Антоновны — жены и дочери городничего — сопровождается анекдотическими этюдами, пластическими номерами, гэгами, а сцена с предложением напоминает урок современного танца, где Хлестаков и Марья Антоновна демонстрируют свою гибкость. Выбирая одну черту характера и укрупняя её до предела, актрисы Ирина Сидорова (Анна Андреевна) и Дарья Затеева (Марья Антоновна) лишают своих героинь второго плана — драматического. Их персонажи смешат, забавляют, но не вызывают сочувствия — это маски комедии, а не живые, внутренне разнообразные персонажи Гоголя.
Главная сцена приходится на финал спектакля: Хлестаков обманул весь город и скрылся в неизвестном направлении, грядёт истинный ревизор из Петербурга. В пьесе это высшая точка возмездия; в спектакле — гротескный танец. Вопрос «что произошло?» сменяется другим — «что будет дальше?» Страшно ли обитателям кукольного дома перед лицом судьбы? Боятся ли они фантасмагории собственной жизни? Скорее всего, нет. Уход героев в небытие, безвестность их будущего не навевают печальных мыслей — ведь всё, что случилось, было не более чем «игрой в ревизора».
Роман Бардаков
Та же пьеса сквозь годы
Спектакль Сергея Виноградова выглядит так, будто режиссёр исследует процесс перерастания фарса в похабщину, страсти — в вульгарность, патетики — в пошлость. Этот опыт режиссёр проводит, доводя до крайности заложенные в гоголевскую пьесу сюжетные линии.
Героями спектакля движут две эмоции: страх и алчность. Страх Хлестакова (Павел Степанов) перед тюрьмой и городничим (Антон Алипов) перерастает в требование у всех взаймы денег — в алчность. Страх городничего перед пустышкой Хлестаковым перерастает в желание пойти в генералы, чтобы все кланялись. Страх подчёркивается сведением манеры актёрской игры к пантомиме и гротеску. Например, роль Добчинского и вовсе превращена в фарсовую: мимика актёра Сергея Загорельского настолько выразительна, что напоминает лица самураев с японских гравюр. До предела алчности доходят Анна Андреевна (Александры Чичкова) и Марья Антоновна (Елена Маркелова) в своих отношениях с Хлестаковым. Жена и дочь городничего готовы отдаться ему прямо на глазах у мужа и отца.
Атмосферу пошлости, традиционно свойственную городу N, создаёт работа художницы Ольги Хлебниковой. Её костюмы пестрят: рябит в глазах от горошка на платье жены городничего, от орденов, которыми увешан его собственный мундир, от невозможного сочетания лазурного пиджака и алой жилетки Хлестакова. Живя среди всей этой мишуры и пошлости, герои просто лишены шанса на прозрение, хотя порой моменты ясности бывают и у них. То городничий вдруг выныривает из болота, на секунду осознаёт его глубину, называет окружающих свиньями, то Хлестакову вдруг приходит в голову, не остаться ли в городе N ради новоприобретённой семьи. Но всё живое и благородное теряется в общей дикости и варварстве, среди страха и жажды наживы. Вокруг героев жизнь, которую они сами создают и сами же воспроизводят.
Доведя все сюжетные линии пьесы до крайности, Виноградов подчёркивает, насколько интриги смешны, а герои — нелепы, и сохраняет, в целом, традиционный подход и к постановке, и к интерпретации гоголевской пьесы: всё смешное и всё горькое в ней ровно то же, что и всегда.АВТОР: Роман Бардаков, София Шапенко
-
Очень странные дела в СССР: рецензия на первые эпизоды сериала «Иные» 20.01.2024
-
«ВИШНЁВЫЙ САД» ИВАНА ПОПОВСКИ 07.01.2024
-
Гитара, котик, соджу: рецензия на фильм Хон Сан-су «Наш день» 06.01.2024
-
«НЕЖНОСТЬ 2»: СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН 05.01.2024
-
Рецензия на фильм «Маэстро» 04.01.2024
-
«Холоп 2» 03.01.2024
-
НА ХОДУ СОЧИНЯЮ МИРЫ 02.01.2024
-
ЛУЧШИЕ РОССИЙСКИЕ СЕРИАЛЫ 2023 ГОДА. ВЫБОР КРИТИКОВ 30.12.2023