Александров, Григорий Васильевич (1903—1983), кинорежиссёр
Согласно записи в метрической книге, которая хранится в Государственном архиве Свердловской области, Григорий Александров родился 5 октября 1903 года в Екатеринбурге в семье мещанина Василия Григорьевича Александрова и его жены Анфусы Григорьевны. В своих мемуарах «Эпоха и кино» сам Александров утверждал, что его отец был уральским горнорабочим.
Подростком подрабатывал в Екатеринбургском оперном театре рассыльным, помощником бутафора, помощником осветителя. В 1917 году окончил Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки.
В 1918 году с приходом советской власти поступил на режиссёрские курсы рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губнаробразе. В июле 1919 года, после освобождения Екатеринбурга от белогвардейцев, вместе с Иваном Пырьевым организовали художественную самодеятельность в клубе ЧК. По окончании режиссёрских курсов в течение года руководил фронтовым театром 3-й армии РККА, осуществив свои первые режиссёрские работы. В 1920 году был назначен инструктором театрального отдела Екатеринбургского губнаробраза. На этой должности занимался контролем за кинорепертуаром. Весной 1921 года вместе с Иваном Пырьевым организовал в Екатеринбурге детский театр. Участвовал в деятельности клуба «ХЛАМ» (Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты), возникшего под влиянием Мейерхольда.
В 1921 году по направлению Политотдела 3-й армии вместе с Иваном Пырьевым поехал на учёбу в Москву и вместе с ним был принят в труппу театра Пролеткульта. В первом спектакле этого театра, «Мексиканце» по Джеку Лондону, играл то газетчика, то боксёра. Тогда же познакомился с Сергеем Эйзенштейном. Вместе с ним участвовал в создании нескольких экспериментальных спектаклей. В спектакле «Мудрец» (1922), поставленном по комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», ходил по проволоке над головами зрителей[9]. В снятом для этого спектакля кинофельетоне «Дневник Глумова» (1923) исполнил заглавную роль.
Григорий Александров, Николай Подвойский и Сергей Эйзенштейн
Был ассистентом Эйзенштейна на его первых фильмах «Стачка» (1924), «Броненосец „Потёмкин“» (1925), снимался в них как актёр. Выступил соавтором сценариев и сопостановщиком фильмов Эйзенштейна «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929).
В 1976 году «Политиздат» выпустил его мемуары «Эпоха и кино» в записи Ю. Бычкова. В них Александров утверждал, будто сам собрал съёмочную группу «Весёлых ребят», открыл Исаака Дунаевского, Василия Лебедева-Кумача, Любовь Орлову, а постановку фильма рассматривал как «партийное поручение». Об этих мемуарах, Леонид Утёсов сказал дочери Лебедева-Кумача: «Что он пишет? Когда же, наконец, кончится эта александровская отсебятина! У него явная болезнь — мания величия».
В 1979 году смонтировал из мексиканского материала свой вариант фильма «Да здравствует Мексика!», который получил «Почётный Золотой приз» на Московском международном кинофестивале.
В 1983 году совместно с Еленой Михайловой снял документальный фильм о своей жене «Любовь Орлова».
Член Союза кинематографистов СССР.
Умер 16 декабря 1983 года на 81-м году жизни от инфекции в почках в Кремлёвской больнице, куда его положили на обследование. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
- Александровская, Лариса Помпеевна (1904—1980), оперная певица (сопрано), солистка Белорусского театра оперы и балета
- Асафьев, Борис Владимирович (1884—1949), композитор, музыковед
- Авранек, Ульрих Иосифович (1853—1937), оперный хормейстер, дирижёр, виолончелист
- Адельгейм, Роберт Львович (1860—1934), актёр театра
- Адельгейм, Рафаил Львович (1861—1938), актёр театра
- Александров, Александр Васильевич (1883—1946), композитор и дирижёр, руководитель Ансамбля песни и пляски Советской армии
- Андреев, Павел Захарович (1874—1950), оперный певец (бас-баритон), солист Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова