Адельгейм, Рафаил Львович (1861—1938), актёр театра
Родились в семье московского зубного врача Людвига Эдуардовича Адельгейма (1830—1889), который практиковал на Кузнецком мосту, и Евгении Фёдоровны Адельгейм.
Оба брата одновременно окончили Венскую консерваторию по классу драматического театра, причём на конкурсном выпускном экзамене Роберт был удостоен первого приза, Рафаил — второго. Первое время после получения образования они работали порознь в различных театрах Австрии, Германии и Швейцарии, но затем вернулись в Россию (1893 или в 1894—1895), где вскоре стали работать вместе. Они проработали на сцене более 40 лет. В их репертуар входили в первую очередь классические трагедии: «Царь Эдип» (впервые поставленный ими на русской сцене), «Отелло», «Король Лир», «Венецианский купец», «Разбойники», «Уриэль Акоста», «Ганнеле». Выступали как на столичных сценах, так и на провинциальных, исколесив таким образом чуть ли не всю Россию:
«Роберт выступал в амплуа героев, хотя больше тяготел к характерным ролям. Они оба были удивительными тружениками, подчиняя себя железной дисциплине: ежедневные физические упражнения, в том числе и фехтование, ежедневная работа над голосом, ежедневное повторение той или иной роли, ежедневное чтение книг, относящихся к театру, на русском, немецком, французском и английском языках».
В 1904—1905 году в Невском театре В.А Неметти впервые поставили на русской сцене «Дон Жуана» А. К. Толстого.
К 10-летию совместной творческой деятельности братьев в 1905 году в Санкт-Петербурге вышел альбом с их фотографиями в различных ролях.
Театральный деятель и журналист А. Кугель отмечал, что братья Адельгейм работали, полагаясь не только на интуицию и наитие, но тщательно отделывали роли, работали «по-немецки», как часы.
Актёр А. А. Сумароков писал: «Братья Адельгейм явились примером того, как должен себя вести актёр на сцене и в жизни».
Братья Адельгейм разработали специальную методику обучения актёрскому мастерству, основанную на дыхательных упражнениях. Однако с течением времени их разработки оказались полностью утраченными. В Советское время основополагающей методикой была признана только школа психологического театра Станиславского, а все остальное, даже не противоречащее ей, начисто отвергалось.
После революции 1917 года братья Адельгейм продолжали выступления в клубах и домах культуры при советских предприятиях, в московские официальные театры их не приглашали. Тем не менее в 1927 (по свидетельству энциклопедии «Кругосвет») или в 1931 году (по свидетельству Еврейской энциклопедии) в Москве отмечалось 70-летие обоих братьев и им были присвоены звания народных артистов РСФСР.
Уже будучи немолодым человеком, Роберт Львович попал в Москве под автобус и 19 декабря 1934 года скончался. В апреле 1938 года Рафаил Львович отметил в ЦДРИ 50-летие своей актёрской деятельности, а вскоре, через несколько месяцев, 17 августа скончался от сердечного приступа.
Похоронены на 23 участке Введенского кладбища в Москве.
Александровская, Лариса Помпеевна (1904—1980), оперная певица (сопрано), солистка Белорусского театра оперы и балета
Асафьев, Борис Владимирович (1884—1949), композитор, музыковед
Авранек, Ульрих Иосифович (1853—1937), оперный хормейстер, дирижёр, виолончелист
Адельгейм, Роберт Львович (1860—1934), актёр театра
Александров, Григорий Васильевич (1903—1983), кинорежиссёр
Александров, Александр Васильевич (1883—1946), композитор и дирижёр, руководитель Ансамбля песни и пляски Советской армии
Андреев, Павел Захарович (1874—1950), оперный певец (бас-баритон), солист Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова