Лешковская, Елена Константиновна (1864—1925), драматическая актриса (Малый театр)
Будучи курсисткой Московских высших женских курсов, в 1885 году поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое в 1887 году окончила (педагоги О. А. Правдин и А. М. Невский; педагог по дикции и декламации К. Г. Вильде), на выпускном спектакле с большим успехом сыграв роль Лили в «Завоёванном счастье» В. А. Крылова, и сразу была принята в труппу Малого театра. Первые же роли (Зина — «Семья» Крылова, дебют на сцене Малого театра, 1887; Лика — «Шалость» Крылова, 1888) заставили обратить на юную актрису особое внимание.
«Однако индивидуальность актрисы чётко определилась в комедийных ролях. Особенно метко рисовала Л. светских „хищниц“, кокеток, интриганок, раскрывая их внутреннюю опустошённость, лицемерие. … Гибкий тремолирующий голос актрисы передавал скрытую нервную силу, выражал малейшие душевные движения». Игра Лешковской в роли Иоланты («Дочь короля Рене» Генриха Герца, 1888) вдохновила П. И. Чайковского на создание одноимённой оперы.
Роли: Нюта («Цепи» А. И. Сумбатова, 1888); Вероника («Подорожник» Гославского, 1897); Марина Мнишек («Борис Годунов», 1889; та же роль в спектакле «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского, 1892), королева Мария («Рюи Блаз» Гюго, 1891), Лиза («Дворянское гнездо» по Тургеневу, 1895; Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»), Глафира («Волки и овцы» 1893) и Лидия Чебоксарова («Бешеные деньги», 1893, Островского), Лебёдкина («Поздняя любовь» Островского, 1896); Диана («Собака садовника» Лопе де Вега, 1893), Катарина («Укрощение строптивой» Шекспира, 1899); Леди Тизл («Школа злословия» Шеридана, 1902).
С середины 1900-х годов Лешковская перешла на характерные роли более пожилых женщин: Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1905), Звездинцева («Плоды просвещения», 1907), миссис Чивлей («Идеальный муж» Уайльда, 1909); Огудалова («Бесприданница», 1912), Острогина («Ночной туман» Сумбатова, 1916); княжна Плавутина-Плавунцова («Холопы» Гнедича, 1921), Гурмыжская («Лес», 1921, Турусина («На всякого мудреца довольно простоты») и Пелагея Егоровна («Бедность не порок», 1924) Островского); Наталья Дмитриевна («Горе от ума», 1899), Дарья Владимировна («Пустоцвет» Персияниновой, 1903), Лона Ладинзер («Звезда» Бара, 1906), Гертруда («Любовь — всё» Седерберга, 1910), Сюзанна («Женитьба Фигаро», 1910), баронесса де Галье («Очаг» Мирбо, 1910), Мадлон («Жеманницы» Мольера, 1911), Зоя Блондель («На полпути» Пинеро, 1912), Анна Андреевна («Ревизор», 1913), Антрыгина («Свои собаки грызутся, чужая не приставай» Островского, 1914), герцогиня Мальборо («Стакан воды» Скриба, 1915), Глафира («Декабрист» Гнедича, 1918), княгиня Тугоуховская («Горе от ума», 1919).
С 1920 года преподавала в 3-й студии МОНО, реорганизованной в Студию им. Ермоловой (в 1922—1925 в должности директора).
Умерла 12 июня 1925 года в Москве в возрасте 61 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище, уч. 2 в 20 метрах от могилы Антона Чехова.
«Однако индивидуальность актрисы чётко определилась в комедийных ролях. Особенно метко рисовала Л. светских „хищниц“, кокеток, интриганок, раскрывая их внутреннюю опустошённость, лицемерие. … Гибкий тремолирующий голос актрисы передавал скрытую нервную силу, выражал малейшие душевные движения». Игра Лешковской в роли Иоланты («Дочь короля Рене» Генриха Герца, 1888) вдохновила П. И. Чайковского на создание одноимённой оперы.
Роли: Нюта («Цепи» А. И. Сумбатова, 1888); Вероника («Подорожник» Гославского, 1897); Марина Мнишек («Борис Годунов», 1889; та же роль в спектакле «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского, 1892), королева Мария («Рюи Блаз» Гюго, 1891), Лиза («Дворянское гнездо» по Тургеневу, 1895; Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»), Глафира («Волки и овцы» 1893) и Лидия Чебоксарова («Бешеные деньги», 1893, Островского), Лебёдкина («Поздняя любовь» Островского, 1896); Диана («Собака садовника» Лопе де Вега, 1893), Катарина («Укрощение строптивой» Шекспира, 1899); Леди Тизл («Школа злословия» Шеридана, 1902).
С середины 1900-х годов Лешковская перешла на характерные роли более пожилых женщин: Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1905), Звездинцева («Плоды просвещения», 1907), миссис Чивлей («Идеальный муж» Уайльда, 1909); Огудалова («Бесприданница», 1912), Острогина («Ночной туман» Сумбатова, 1916); княжна Плавутина-Плавунцова («Холопы» Гнедича, 1921), Гурмыжская («Лес», 1921, Турусина («На всякого мудреца довольно простоты») и Пелагея Егоровна («Бедность не порок», 1924) Островского); Наталья Дмитриевна («Горе от ума», 1899), Дарья Владимировна («Пустоцвет» Персияниновой, 1903), Лона Ладинзер («Звезда» Бара, 1906), Гертруда («Любовь — всё» Седерберга, 1910), Сюзанна («Женитьба Фигаро», 1910), баронесса де Галье («Очаг» Мирбо, 1910), Мадлон («Жеманницы» Мольера, 1911), Зоя Блондель («На полпути» Пинеро, 1912), Анна Андреевна («Ревизор», 1913), Антрыгина («Свои собаки грызутся, чужая не приставай» Островского, 1914), герцогиня Мальборо («Стакан воды» Скриба, 1915), Глафира («Декабрист» Гнедича, 1918), княгиня Тугоуховская («Горе от ума», 1919).
С 1920 года преподавала в 3-й студии МОНО, реорганизованной в Студию им. Ермоловой (в 1922—1925 в должности директора).
Умерла 12 июня 1925 года в Москве в возрасте 61 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище, уч. 2 в 20 метрах от могилы Антона Чехова.