Кедров, Михаил Николаевич (1894—1972), режиссёр и актёр театра, киноактёр
Михаил Кедров родился в Москве в семье священника Николая Ивановича и его жены Анны Васильевны Кедровых. В 1908—1914 годах учился в Московской духовной семинарии.
В 1914—1920 годах обучался в Московском институте народного хозяйства. Одновременно участвовал в любительских драматических кружках как актёр и режиссёр, увлекался живописью и скульптурой.
С 1920 года занимался в Московской драматической студии имени А. С. Грибоедова под руководством Василия Лужского. Параллельно в 1921—1923 годах учился во ВХУТЕМАСе у скульптора Анны Голубкиной. В 1922 году был принят во 2-ю Студию МХАТ, которая в 1924 году влилась в Московский Художественный театр.
Его наиболее заметными ролями были Син Бин-у в спектакле «Бронепоезд 14-69», Квасов в спектакле «Хлеб», Манилов в «Мёртвых душах», Захар Бардин во «Врагах» и Тартюф в одноимённой пьесе.
С 1930-х годов работал как театральный педагог и режиссёр. Его первая постановка «В людях» (1933) Максима Горького вошла в репертуар театра и получила высокую оценку самого автора. Кедров вёл педагогическую работу во ВГИКе на режиссёрском отделении под руководством Сергея Эйзенштейна.
В 1936 году возглавил группу актёров МХАТа, изучавших новый творческий метод Константина Станиславского. На основе этой экспериментальной работы Кедров поставил спектакль «Тартюф» (1939). В своём творчестве опирался на последние новаторские открытия Станиславского («метод физических действий»), раскрывал идейное содержание спектакля прежде всего через искусство актёра. Вёл семинар при Всероссийском театральном обществе.
В 1936 году стал режиссёром-педагогом Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского, а после смерти учителя являлся её руководителем вплоть до 1948 года.
В 1946—1955 годах был художественным руководителем и главным режиссёром МХАТа. Его лучшими работами этого периода считаются постановки спектаклей «Глубокая разведка» (1943) и «Плоды просвещения» (1951). С 1955 года являлся членом художественного совета театра, а в 1960—1963 годах — председателем художественной коллегии МХАТа.
С 1949 года служил педагогом-консультантом Школы-студии МХАТ.
В 1947—1963 годах был членом Комитета по Сталинским (позже Ленинским) премиям в области науки и искусства при Совете Министров СССР. С 1960 года руководил творческой лабораторией при Всероссийском театральном обществе. С 1963 года выступал как член президиума художественного совета при Министерстве культуры СССР.
Михаил Кедров скончался 22 марта 1972 года в Москве после продолжительной болезни. 24 марта после гражданской панихиды был, согласно последней воле, похоронен на Ваганьковском кладбище (26 уч.).
-
Козловский, Иван Семёнович (1900—1993) (минуя звание Народного артиста РСФСР), оперный певец (лирический тенор), солист Большого театра СССР
-
Касымов, Мухаммеджан (1907—1971) (минуя звание Народного артиста Таджикской ССР), актёр Таджикского театра драмы имени А. Лахути, киноактёр
-
Качалов, Василий Иванович (1875—1948), театральный актёр
-
Книппер-Чехова, Ольга Леонардовна (1868—1959), актриса
-
Кузнецов, Степан Леонидович (1879—1932), театральный актёр
-
Климов, Михаил Михайлович (1880—1942), актёр театра и кино
-
Крамов, Александр Григорьевич (1885—1951), театральный актёр, режиссёр, художественный руководитель Харьковского русского драматического театра.
-
Крушельницкий, Марьян Михайлович (1897—1963)— украинский, советский актёр,