Гольденвейзер, Александр Борисович (1875—1961), пианист, композитор.
русский и советский пианист, композитор, педагог, публицист, музыкальный критик, общественный деятель. Доктор искусствоведения (1940). Народный артист СССР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).
Родился 26 февраля (10 марта) 1875 года в Кишинёве, в семье присяжного поверенного Бориса Соломоновича Гольденвейзера. Свои первые музыкальные впечатления получил от матери Варвары Петровны Гольденвейзер, обладавшей тонким художественным вкусом и любившей петь и играть на фортепиано. В пять лет, научившись разбирать ноты под руководством старшей сестры Татьяны, стал самостоятельно понемногу играть на фортепиано. Когда ему исполнилось восемь лет, семья переехала в Москву, где начались его серьёзные занятия музыкой с В. П. Прокуниным, собирателем русских народных песен, одним из учеников П. И. Чайковского.
В 1889 году был принят в Московскую консерваторию в класс А. И. Зилоти, где попал в окружение музыкантов, во многом сформировавших его взгляды на искусство, на роль художника в общественной жизни и на задачи педагога.
Окончил Московскую консерваторию в 1895 году по классу фортепиано П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти), в 1897 — по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова. Учился также композиции у А. С. Аренского и контрапункту у С. И. Танеева (1892—1893). К 1900 году был достаточно известен, чтобы Андрей Белый упомянул его в поэме «Первое свидание», действие которой приурочено к этому году: «Поёт под небо белый гейзер — Так заливается свирель, Так на рояли Гольденвейзер Берёт уверенную трель».
Преподавательскую деятельность начал в 1895 году. В 1895—1917 годах — преподаватель фортепиано Николаевского сиротского, Елисаветинского и Екатерининского женских институтов, в 1904—1906 — Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС). Преподавал также на Пречистенских рабочих курсах, в Народной консерватории, Алфёровской гимназии (история искусств)[2]
Гольденвейзер идейно был близок с Львом Толстым. Их дружба завязалась в 1896 году благодаря увлечению шахматами. Как толстовец, не ел мяса. Присутствовал при кончине писателя в Астапове и подписал его завещание.
Выступал как солист и ансамблист. В 1907 году выступал в составе Московского трио, заменяя пианиста Д. С. Шора. Концертировал вплоть до 1956 года, в том числе в ансамблях с Э. Изаи, Д. Ф. Ойстрахом, Л. Б. Коганом, С. Н. Кнушевицким, квартетом им. Людвига ван Бетховена.
С 1901 года выступал как музыкальный критик в печати, сотрудничал в газете «Курьер», журнале «Музыкальный мир» и других изданиях (под псевдонимами: А., А, Борисов, Г. Г-р), был членом редакции журнала «Музыкальный труженик», вёл просветительскую работу.
В 1906—1961 годах — профессор Московской консерватории по классу фортепиано, в 1936—1959 — заведующий кафедрой фортепиано. В 1918—1919 годах — помощник директора, 1919—1922 и 1932—1934 — заместитель директора (проректор), в 1922—1924 и 1939—1942 — директор (ректор) консерватории. В 1931 году организовал «Особую детскую группу» при Московской консерватории. С 1936 по 1941 годы — художественный руководитель Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. С 1932 по 1934 годы — заместитель председателя Московского отделения Союза советских композиторов СССР.
В годы Великой Отечественной войны — в эвакуации, сначала в Нальчике, потом в Тбилиси и Ташкенте. В 1943 году возвратился в Москву. В период «ждановщины» выступил с позиций защиты традиционных музыкальных ценностей:
Умер 26 ноября 1961 года (по другим источникам — 27 ноября) в посёлке Николина Гора (ныне Одинцовский район Московской области). Похоронен на Ваганьковском кладбище (11 уч.).
Родился 26 февраля (10 марта) 1875 года в Кишинёве, в семье присяжного поверенного Бориса Соломоновича Гольденвейзера. Свои первые музыкальные впечатления получил от матери Варвары Петровны Гольденвейзер, обладавшей тонким художественным вкусом и любившей петь и играть на фортепиано. В пять лет, научившись разбирать ноты под руководством старшей сестры Татьяны, стал самостоятельно понемногу играть на фортепиано. Когда ему исполнилось восемь лет, семья переехала в Москву, где начались его серьёзные занятия музыкой с В. П. Прокуниным, собирателем русских народных песен, одним из учеников П. И. Чайковского.
В 1889 году был принят в Московскую консерваторию в класс А. И. Зилоти, где попал в окружение музыкантов, во многом сформировавших его взгляды на искусство, на роль художника в общественной жизни и на задачи педагога.
Окончил Московскую консерваторию в 1895 году по классу фортепиано П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти), в 1897 — по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова. Учился также композиции у А. С. Аренского и контрапункту у С. И. Танеева (1892—1893). К 1900 году был достаточно известен, чтобы Андрей Белый упомянул его в поэме «Первое свидание», действие которой приурочено к этому году: «Поёт под небо белый гейзер — Так заливается свирель, Так на рояли Гольденвейзер Берёт уверенную трель».
Преподавательскую деятельность начал в 1895 году. В 1895—1917 годах — преподаватель фортепиано Николаевского сиротского, Елисаветинского и Екатерининского женских институтов, в 1904—1906 — Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС). Преподавал также на Пречистенских рабочих курсах, в Народной консерватории, Алфёровской гимназии (история искусств)[2]
Гольденвейзер идейно был близок с Львом Толстым. Их дружба завязалась в 1896 году благодаря увлечению шахматами. Как толстовец, не ел мяса. Присутствовал при кончине писателя в Астапове и подписал его завещание.
Выступал как солист и ансамблист. В 1907 году выступал в составе Московского трио, заменяя пианиста Д. С. Шора. Концертировал вплоть до 1956 года, в том числе в ансамблях с Э. Изаи, Д. Ф. Ойстрахом, Л. Б. Коганом, С. Н. Кнушевицким, квартетом им. Людвига ван Бетховена.
С 1901 года выступал как музыкальный критик в печати, сотрудничал в газете «Курьер», журнале «Музыкальный мир» и других изданиях (под псевдонимами: А., А, Борисов, Г. Г-р), был членом редакции журнала «Музыкальный труженик», вёл просветительскую работу.
В 1906—1961 годах — профессор Московской консерватории по классу фортепиано, в 1936—1959 — заведующий кафедрой фортепиано. В 1918—1919 годах — помощник директора, 1919—1922 и 1932—1934 — заместитель директора (проректор), в 1922—1924 и 1939—1942 — директор (ректор) консерватории. В 1931 году организовал «Особую детскую группу» при Московской консерватории. С 1936 по 1941 годы — художественный руководитель Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. С 1932 по 1934 годы — заместитель председателя Московского отделения Союза советских композиторов СССР.
В годы Великой Отечественной войны — в эвакуации, сначала в Нальчике, потом в Тбилиси и Ташкенте. В 1943 году возвратился в Москву. В период «ждановщины» выступил с позиций защиты традиционных музыкальных ценностей:
Умер 26 ноября 1961 года (по другим источникам — 27 ноября) в посёлке Николина Гора (ныне Одинцовский район Московской области). Похоронен на Ваганьковском кладбище (11 уч.).
Персоны Г
-
Гольденвейзер, Александр Борисович (1875—1961), пианист и композитор
-
Глазунов, Александр Константинович (1865—1936), композитор
-
Гельцер, Екатерина Васильевна (1876—1962), балерина
-
Гардин, Владимир Ростиславович (1877—1965), кинорежиссёр, сценарист, актёр, в сзязи с 70-летием со дня рождения
-
Головин, Александр Яковлевич (1863—1930), театральный художник, живописец
-
Глебов, Глеб Павлович (1899—1967), актёр театра и кино
-
Голованов, Николай Семёнович (1891—1953), дирижёр, пианист, композитор
-
Глиэр, Рейнгольд Морицевич (1875—1956), композитор, дирижёр, педагог