Московский художественный академический театр имени М. Горького

Московский художественный академический театр имени М. Горького

https://art-theatre.ru/

Москва, Тверской бульвар, 22


До 1901 года театр назывался Художественно-общедоступным: слово «общедоступный» было убрано из названия, но ориентация на демократического зрителя продолжала оставаться важной частью философии МХТ. В 1919 году по решению Советского правительства театр стал академическим. А в 1932 году МХАТ было присвоено имя Максима Горького, которое он носит и поныне.

Основу труппы составили ученики драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, у которых преподавал Вл. И. Немировича-Данченко, и участники спектаклей Общества любителей искусства и литературы под руководством К. С. Станиславского. Театр открылся для зрителя 14 октября 1898 года премьерой спектакля по пьесе А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). В 1902 году благодаря меценату Савве Морозову МХТ обретает собственное здание в Камергерском переулке, перестроенное из Лианозовского театра архитектором Ф. Шехтелем. В 1973 году для МХАТ им. М. Горького было построено новое здание на Тверском бульваре по проекту архитектора В.С. Кубасова.


17 декабря 1898 года состоялась премьера чеховской «Чайки». Именно эту дату Вл. И. Немирович-Данченко считал днем рождения Московского Художественного театра. МХТ первым смог найти подход к драматургии А. П. Чехова, а чайка стала символом театра.

Московский Художественный театр стал новатором в области сценического искусства: сформировался новый тип психологического актера и принципы существования на сцене, на первый план вышла фигура режиссера. Большое внимание уделялось ансамблю и атмосфере спектакля. К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко стремились показать «жизнь человеческого духа», вскрыть подтекст. МХТ стал центром культурной жизни: вокруг него группировались лучшие писатели, поэты, философы, музыканты и художники.

Московский художественный театр стал новатором и в области репертуара, открывая для театральной публики новые имена. Театр изначально сформулировал для себя несколько направлений и от спектакля к спектаклю продолжал развивать их. МХТ также стал новатором в области технологий: здание в Камергерском переулке было оснащено электрическим освещением, сложной системой люков и поворотным кругом.


В 1943 году при театре был открыт театральный вуз — Школа-студия МХАТ им. Вл. И. Немировича-Данченко. Владимир Иванович был инициатором ее создания, это стало творческим завещанием великого педагога и реформатора театра.

Во главе МХАТ на несколько лет оказались актеры Н. П. Хмелев и И. М. Москвин. Позже театром два с лишним десятилетия руководил Художественный совет в составе В. Я. Станицына, Б. Н. Ливанова, М. Н. Кедрова, В. Н. Богомолова. В 1970 году руководителем МХАТ был назначен актер, режиссер, создатель театра «Современник» О. Н. Ефремов.

В 1987 году МХАТ СССР им. М. Горького разделился на два театра: один под руководством Татьяны Дорониной (ныне МХАТ им. М. Горького) другой под руководством Олега Ефремова (ныне МХТ им. А. П. Чехова).


Сегодня в афише МХАТ им. М. Горького соседствуют произведения авторов — основоположников мхатовской драматургии (М. Горький, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и др.), русских и зарубежных классиков (А. Н. Островский, И. С. Тургенев, У. Шекспир, Б. Шоу и др.), советских и современных писателей (В. Г. Распутин, В. С. Розов, Е. Л. Шварц и др.).

До сих пор в репертуаре бережно сохраняется легендарная «Синяя птица», поставленная в 1908 году К. С. Станиславским, и «Три сестры» в постановке Вл. И. Немировича-Данченко 1940 года.

Сохраняя традиции, МХАТ им. М. Горького находится в постоянном творческом поиске, выступая авангарде современных сценических технологий, привлекая к сотрудничеству талантливых единомышленников.