Юрьев, Юрий Михайлович, (1872—1948), актёр
русский и советский актёр, мастер художественного слова (чтец), театральный педагог. Народный артист СССР (1939). Лауреат Сталинской премии I степени (1943). Кавалер ордена Ленина (1947). Доктор искусствоведения (1947)
Юрий Юрьев родился в сельце Поняки (ныне Калязинский район, Тверская область)[5] (по другим источникам — в Москве) в семье калязинского помещика, мирового судьи Михаила Андреевича Юрьева (род. ок. 1841 — ум. 13 февраля 1882 г.).
Вырос в доме дяди, литературного и театрального деятеля Сергея Андреевича Юрьева (1821—1888), переводчика и театрального критика. Учился в 1-й Московской гимназии, но не закончил.
В 1889 году поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне ГИТИС) (класс А. И. Южина), затем перешёл на драматические курсы Московского императорского театрального училища (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина) (класс А. П. Ленского), что давало ему возможность участвовать в небольших ролях в спектаклях Малого театра: в 1892 году дебютировал в спектакле «Северные богатыри» по пьесе Г. Ибсена (Торольф) и «Граф де Ризоор» В. Сарду.
В 1893—1917 годах был одним из ведущих актёров Александринского театра в Санкт-Петербурге. Заметный период творческой биографии актёра в этом театре связан с именем Вс. Э. Мейерхольда. Играл центральные роли в его постановках.
В 1918 году, желая возродить античную трагедию, в которой театральная постановка неразрывно связана со зрителями, актёр на собственные средства создал в Петрограде «Театр трагедии». Первым спектаклем нового театра стал «Царь Эдип» Софокла, в главной роли выступил он сам; вслед за ним был поставлен шекспировский «Макбет». Спектакли игрались на арене цирка Чинизелли; однако «Макбет» оказался последней осуществлённой в «Театре трагедии» постановкой: в том же году Ю. Юрьев принял участие в создании другого театра — Большого драматического (БДТ) и стал одним из ведущих его актёров.
Большой драматический открылся 15 февраля 1919 года спектаклем «Дон Карлос» по трагедии Ф. Шиллера, в котором актёр играл маркиза Позу. На этой сцене сыграл Макбета, Отелло и короля Лира в трагедиях У. Шекспира, но в 1921 году, в результате конфликта с руководством театра, покинул БДТ.
В 1922—1928 годах был художественным руководителем Александринского театра, который в те годы именовался Государственным театром драмы, одновременно играя по две-три премьеры в год.
В 1929—1932 годах был актёром московского Малого театра. В 1933 году ушёл в Государственный театр имени Вс. Мейерхольда.
В 1935 году вернулся в Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина. В сезоне 1938/1939 годов в связи с 45-летием его сценической деятельности театр возобновил поставленный ещё в 1917 году В. Э. Мейерхольдом «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.
В годы войны подготовил «Вечер классического монолога», состоящий из фрагментов спектаклей «Отелло», «Лес» и «Маскарад», с которым выступал в воинских частях. Летом 1942 года участвовал в шефских концертах для населения. Художественный руководитель театра Л. С. Вивьен писал в отчёте о поездке: «Артисты театра работали без выходных. Утром — репетиции новых постановок, вечером — два-три концерта. Бывали дни, когда старейший мастер нашего театра Ю. М. Юрьев выступал по четыре раза в день» (Л. С. Вивьен. Театр имени Пушкина в Нарыме. «Советская Сибирь», 30 сентября 1942 г.).
Последний раз актёр вышел на сцену в роли Отелло 12 января 1945 года.
На театральных подмостках актёр создал много незабываемых образов, по-разному раскрывая их характеры. Неоднократно выступал в роли Арбенина, постепенно трансформируя этот образ исходя из собственного жизненного опыта. «Каждый раз он вносил в созданный им условно-романтический образ новые и живые психологические детали, приближал этот образ к требованиям художественной правды», — пишет Театральная энциклопедия.
Кроме того, актёр работал на радио, выступал на эстраде как чтец («Эгмонт» И. В. Гёте и др.), снимался в кино (художник Ганс в фильме Г. Якоби «Глаза Баядерки» и Роберт де Роэ в фильме «Душегубец»), оба фильма снимались за границей. В советский период исполнил в кино две роли: профессора Степанова («Строгий юноша» режиссёра А. М. Роома, 1936) и капитана Гранта («Дети капитана Гранта» режиссёра В. П. Вайнштока, 1936).
С 1898 года работал как театральный педагог — преподавал на Санкт-Петербургских драматических курсах, в Школе русской драмы при Александринском театре, в Ленинградском театральном институте. Среди учеников: народные артисты СССР А. Ф. Борисов, И. П. Дмитриев и М. И. Царёв[9], доктор искусствоведения Л. И. Гительман, народные артисты РСФСР В. Т. Кибардина и Я. О. Малютин, заслуженные артисты России С. В. Григорьева и С. А. Полежаев.
Скончался 13 марта 1948 года в Ленинграде. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1961 году было установлено надгробие (скульптор М. К. Аникушин). Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения
Юрий Юрьев родился в сельце Поняки (ныне Калязинский район, Тверская область)[5] (по другим источникам — в Москве) в семье калязинского помещика, мирового судьи Михаила Андреевича Юрьева (род. ок. 1841 — ум. 13 февраля 1882 г.).
Вырос в доме дяди, литературного и театрального деятеля Сергея Андреевича Юрьева (1821—1888), переводчика и театрального критика. Учился в 1-й Московской гимназии, но не закончил.
В 1889 году поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне ГИТИС) (класс А. И. Южина), затем перешёл на драматические курсы Московского императорского театрального училища (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина) (класс А. П. Ленского), что давало ему возможность участвовать в небольших ролях в спектаклях Малого театра: в 1892 году дебютировал в спектакле «Северные богатыри» по пьесе Г. Ибсена (Торольф) и «Граф де Ризоор» В. Сарду.
В 1893—1917 годах был одним из ведущих актёров Александринского театра в Санкт-Петербурге. Заметный период творческой биографии актёра в этом театре связан с именем Вс. Э. Мейерхольда. Играл центральные роли в его постановках.
В 1918 году, желая возродить античную трагедию, в которой театральная постановка неразрывно связана со зрителями, актёр на собственные средства создал в Петрограде «Театр трагедии». Первым спектаклем нового театра стал «Царь Эдип» Софокла, в главной роли выступил он сам; вслед за ним был поставлен шекспировский «Макбет». Спектакли игрались на арене цирка Чинизелли; однако «Макбет» оказался последней осуществлённой в «Театре трагедии» постановкой: в том же году Ю. Юрьев принял участие в создании другого театра — Большого драматического (БДТ) и стал одним из ведущих его актёров.
Большой драматический открылся 15 февраля 1919 года спектаклем «Дон Карлос» по трагедии Ф. Шиллера, в котором актёр играл маркиза Позу. На этой сцене сыграл Макбета, Отелло и короля Лира в трагедиях У. Шекспира, но в 1921 году, в результате конфликта с руководством театра, покинул БДТ.
В 1922—1928 годах был художественным руководителем Александринского театра, который в те годы именовался Государственным театром драмы, одновременно играя по две-три премьеры в год.
В 1929—1932 годах был актёром московского Малого театра. В 1933 году ушёл в Государственный театр имени Вс. Мейерхольда.
В 1935 году вернулся в Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина. В сезоне 1938/1939 годов в связи с 45-летием его сценической деятельности театр возобновил поставленный ещё в 1917 году В. Э. Мейерхольдом «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.
В годы войны подготовил «Вечер классического монолога», состоящий из фрагментов спектаклей «Отелло», «Лес» и «Маскарад», с которым выступал в воинских частях. Летом 1942 года участвовал в шефских концертах для населения. Художественный руководитель театра Л. С. Вивьен писал в отчёте о поездке: «Артисты театра работали без выходных. Утром — репетиции новых постановок, вечером — два-три концерта. Бывали дни, когда старейший мастер нашего театра Ю. М. Юрьев выступал по четыре раза в день» (Л. С. Вивьен. Театр имени Пушкина в Нарыме. «Советская Сибирь», 30 сентября 1942 г.).
Последний раз актёр вышел на сцену в роли Отелло 12 января 1945 года.
На театральных подмостках актёр создал много незабываемых образов, по-разному раскрывая их характеры. Неоднократно выступал в роли Арбенина, постепенно трансформируя этот образ исходя из собственного жизненного опыта. «Каждый раз он вносил в созданный им условно-романтический образ новые и живые психологические детали, приближал этот образ к требованиям художественной правды», — пишет Театральная энциклопедия.
Кроме того, актёр работал на радио, выступал на эстраде как чтец («Эгмонт» И. В. Гёте и др.), снимался в кино (художник Ганс в фильме Г. Якоби «Глаза Баядерки» и Роберт де Роэ в фильме «Душегубец»), оба фильма снимались за границей. В советский период исполнил в кино две роли: профессора Степанова («Строгий юноша» режиссёра А. М. Роома, 1936) и капитана Гранта («Дети капитана Гранта» режиссёра В. П. Вайнштока, 1936).
С 1898 года работал как театральный педагог — преподавал на Санкт-Петербургских драматических курсах, в Школе русской драмы при Александринском театре, в Ленинградском театральном институте. Среди учеников: народные артисты СССР А. Ф. Борисов, И. П. Дмитриев и М. И. Царёв[9], доктор искусствоведения Л. И. Гительман, народные артисты РСФСР В. Т. Кибардина и Я. О. Малютин, заслуженные артисты России С. В. Григорьева и С. А. Полежаев.
Скончался 13 марта 1948 года в Ленинграде. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1961 году было установлено надгробие (скульптор М. К. Аникушин). Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения